«Изобразить» портрет ребенка шести-семи лет очень легко: хорошее чутье к языку (они любят говорить, знают огромное количество слов,), фантазеры по жизни, создающие различные вымышленные ситуации о своей семье, о себе и.т.д., и со временем появление собственного тайного «Я» — поэтому, ребенок становится более закрытым и менее понятным для общения со взрослыми (послушаю, но сделаю по своему).

Этот возраст ограничивается обычно периодом от шести-семи лет до девяти-одиннадцати лет. Для большинства взрослых этот возрастной отрезок представляется относительно спокойным и стабильным, потому что время адаптации к школе со всеми свойственными ему волнениями прошло, а до проблемного подросткового возраста еще далеко. Однако, в жизни у ребенка именно в этот период происходит ряд событий, влияющие на его взаимоотношения с внешним миром и окружающими людьми, которые помогут развить в нём такие положительные черты, как трудолюбие и познавательная активность либо окажут негативное влияние — отсутствие интересов и пассивность в действиях, а в итоге – сформируют тот «багаж», с которым он вступит в подростковый возраст.

Кроме своей семьи, соседей и своих друзей школа — это та социальная среда, в которой ребенок решает самые важные проблем в своем развитии. Считается, что важнейшая среди них — установление и осуществление социальных связей. К этому времени ребенок уже многого достиг – он умеет общаться с окружающими его взрослыми, сверстниками, стоять на своем, может оценить свое поведение в соответствии со своими поступками и приобретает новый социальный статус – «школьник». Данный период бывает часто сложным потому, что начало школьного обучения по времени практически совпадает со вторым кризисом в физиологии ребенка, который происходит в возрасте 7 лет и продолжается до 12 лет. Поэтому школьники так отвлекаются на уроках, не могут долго сосредотачиваться, быстро устают или перевозбуждаются.

В этом возрасте можно услышать выражение «Я тоже человек». Действительно, человек, а не какой то Утконос! Этот человек ждет к себе уважения как к личности, внимания к выполняемой работе, даже к той, которая не всегда хорошо выполнена.

Не стоит нарушать это право на уважение; не стоит повышать голос на ребенка (крик и шум плохой советчик, тем более отрицательно действуют на нервную систему), не торопитесь высказывать необдуманные суждения, от которых у ребенка происходит сильное эмоциональное переживание – «Я не такой, как все» или «Я не такой, как они хотят меня видеть». Психологи утверждают, что эти переживание, часто имеют огромное значение при усвоении концепции другого человека. Запомните это.

5