Агрессия — это разрушающее и опустошающее чувство, которое не приносит ничего хорошего. К сожалению, взрослые иногда просто совершенно не могут с ней справиться, так как не в состоянии себя контролировать. С детьми же получается немного другая история. Ребенок при рождении владеет всего двумя способами реагирования — это неудовольствие и удовольствие. Если ребенок сытый, пеленки сухие, у него ничего не болит — тогда у него возникают положительные эмоции, проявляющиеся в виде довольного гуления, улыбки и спокойного сна. Если же он испытывает дискомфорт по какой-либо причине, то свое недовольство кроха проявляет криком, брыканием и плачем. С возрастом малыш начинает свой протест проявлять деструктивным способом, направленным на обидчиков или на вещи, которые им дороги.

детство

Слово «агрессия» в переводе с латинского означает «приступ», «нападение». В психологическом словаре говорится об агрессии, как о мотивированном деструктивном поведении, которое противоречит правилам и нормам существования в человеческом обществе, наносит вред предмету нападения (как одушевленному, так и не одушевленному), приносит им моральный и физический ущерб или вызывает у них психологический дискомфорт, т.е. страх, подавленность, отрицательные переживания.

Агрессия в разной степени присуща любому человеку, потому что это инстинктивная форма поведения, и ее главной целью является выживание и самозащита в мире. Но в отличие от животных, человек с возрастом учится свои агрессивные природные инстинкты трансформировать в такие способы реагирования, которые социально приемлемы. Т.о. у нормальных людей агрессия социализируется.

Люди, не научившиеся контролировать свои агрессивные выпады, при общении с людьми испытывают большие сложности. А если агрессивное поведение вообще становится противозаконным, таких людей подвергают уголовному наказанию, и они от общества изолируются.

Здесь очень важно также отметить такой момент: взрослые ни в коем случае в своих детях не должны подавлять агрессию, так как она является необходимым и естественным для человека чувством. Если агрессивные импульсы ребенка запрещать или подавлять силой, это может привести к аутоагрессии (он будет наносить вред самому себе) или перейдет в психосоматическое расстройство.

ребенок плачет

Портрет агрессивного ребенка

Практически в каждом классе и группах детских садов встречается ребенок, который имеет признаки агрессивного поведения. Он может напасть на других детей, обозвать или избить их, отобрать и сломать игрушку, намеренно употреблять грубые слова и выражения. Такой ребенок становится просто настоящей «грозой» в детском коллективе и источником проблем и огорчений для родителей и воспитателей. Этого грубого, драчливого и ершистого ребенка трудно принимать таким, какой он есть, а тем более понять.

Но агрессивному ребенку, так же как и любому другому, нужна ласка и помощь взрослого, т.к. агрессия ребенка – это неумение правильно реагировать на те события, которые происходят рядом с ним.

Очень часто агрессивный ребенок чувствует себя не нужным, отверженным. Безучастность и жестокость родителей в душу ребенка вселяют уверенность, что близкие и родные люди его не любят. Перед маленьким человечком стоит неразрешимая проблема, как стать нужным и любимым. Педагогам и родителям не всегда ясно, чего хочет добиться ребенок своим поведением, почему он себя так ведет, хотя наверняка знает, что дети могут дать отпор, а взрослые накажут. На самом деле, это всего лишь порой отчаянная попытка завоевания своего «места под солнцем». Ребенок не может себе представить, каким еще способом он может бороться в этом жестоком и странном мире, как защитить себя.

Недостаточно богат и эмоциональный мир у агрессивного ребенка, в палитре его чувств можно отметить преобладание мрачных тонов, число реакций очень ограничено даже на стандартные ситуации. И в большинстве случаев это защитные реакции. Очень часто агрессивные дети настороженны и подозрительны, они любят переложить вину за возникшую ссору на других. Также им сложно свою агрессивность оценить. Они не замечают того, что в окружающих вселяют беспокойство и страх. Напротив, это им кажется, что всему миру хочется обидеть именно их. Поэтому получается замкнутый круг: агрессивный ребенок боится и не любит окружающих, а они – его.

Родители должны учить ребенка не подавлять свою агрессию, а отстаивать и контролировать свои интересы и права, защищать себя приемлемыми способами, принятыми в обществе, при этом, не причиняя вреда остальным людям и не ущемляя их интересы.

А теперь несколько рекомендаций о том, как родителям необходимо себя вести в том случае, если их дети проявляют агрессивное поведение или как предотвратить такое поведение

1. Во-первых, требуется, чтобы родители к своему ребенку проявляли безусловную любовь в любой ситуации. Не допускайте высказывания, наподобие таких: «если ты будешь так себя вести, то мама и папой не будут больше тебя любить!». Не оскорбляйте ребенка, не обзывайте его. Проявлять недовольство вы должны именно поступком, действием, в целом принимая личность ребенка.

Если ребенок попросил вас с ним поиграть, уделить ему время и внимание, но сейчас вы этого сделать не можете, то не отмахивайтесь от него, и тем более, не раздражайтесь за его назойливость. Вы должны показать ему, что вы его просьбу понимаете и объяснить причины вашего поведения: «Тебе хочется, чтобы я почитала книжку? Сынок, я тебя очень люблю, но сегодня я так устала на работе. Поиграй сегодня один, пожалуйста».

И еще вы должны запомнить такой очень важный момент — не стоит откупаться от ребенка подарками, дорогими игрушками и т.п. Для него гораздо нужнее и важнее именно ваше внимание.

2. Если родителям не хочется, чтобы их дети были забияками и драчунами, они сами должны взять под контроль собственные агрессивные импульсы. Взрослые должны запомнить — дети знакомятся с приемами социального взаимодействия, прежде всего, в ходе наблюдений за поведением людей из его окружения (а родителей в первую очередь).

3. Не забывайте, что, подавляя у ребенка агрессивность, есть вероятность того, что подавленные враждебные импульсы нанесут вред его здоровью. Ваша задача научить его выражать свои агрессивные чувства способами, которые социально приемлемым: в спорте, в рисунке, лепке, словом, при помощи игрушек или действий, которые безобидны для окружающих.

Перевод чувств из действия в слова позволит ребенку узнать то, что он может о них говорить, а не сразу давать в глаз. Постепенно ребенок познает свои чувства, и ему уже легче будет вам рассказать, что он расстроен, зол, обижен и т.д., а не пытаться привлекать своим «ужасным» поведением ваше внимание.

Но при этом не злоупотребляйте уверенностью в том, что вам, взрослому человеку, лучше знать, что же испытывает маленький человечек. Взрослый лишь предполагает, основываясь на наблюдении над окружающими, на самонаблюдении, на своем опыте, что может означать поведение ребенка. Он должен активно рассказывать о том, что он чувствует, а взрослый предоставляет средства и дает такую возможность.

4. Если ребенка охватила злость, он кричит, бросается на вас с кулаками, капризничает — прижмите его к себе, обнимите. Постепенно он придет в себя и успокоится. С каждым разом ему понадобится все меньше времени, чтобы успокоиться.

Кроме этого, такие объятия способны выполнить еще несколько очень важных функций. Во-первых, ребенок начинает понимать, что вы можете выдержать его агрессию, а, значит, он не сможет разрушить то, что любит. Также у ребенка постепенно усваивается сдерживающая способность, и он уже может сделать ее внутренней и проконтролировать свою агрессию сам. Затем, когда он успокоится, вы с ним должны поговорить о его чувствах. Но при таком разговоре ни в коем случае не читайте нравоучений, просто дайте понять, что когда ему плохо, вы всегда готовы его выслушать.

5. Уважайте в вашем ребенке личность, воспринимайте всерьез его чувства, считайтесь с его мнением. Предоставляйте ему достаточную независимость и свободу, за которую он будет нести ответственность сам. В тоже время также покажите ему, что когда будет такая необходимость, если он попросит сам, вы сможете или дать совет, или помочь. Ребенок должен иметь свою какую-то сторону жизни, свою территорию, куда взрослые могут зайти только с его согласия.

Некоторые родители уверены, что «у детей не должно быть от них секретов». Это ошибка! Просто недопустимо шпионить, читать письма, рыться в его вещах и подслушивать телефонные разговоры! Если ваш ребенок будет вам доверять, видеть в вас старшего товарища и друга, он сам, если сочтет необходимым, подойдет к вам и обо всем расскажет, спросит вашего совета.

6. Ребенку надо постоянно показывать, что агрессивное поведение неэффективно. Ему надо объяснить, что даже если сначала он и добьется для себя выгоды, отнимет, например, у другого ребенка игрушку, то потом с ним никто играть не захочет, и он останется в одиночестве. Вряд ли такая перспектива ему понравится. Рассказывайте также о негативных последствиях агрессивных выпадов, например, наказание, возвращение зла и др.

Если вы увидите, как ваш ребенок, который еще не начал ходить в школу, стукнул другого, подойдите сначала к его жертве. Поднимите и скажите обиженному ребенку: «Андрей не хотел тебя обидеть». Обнимите его, поцелуйте и выведите из комнаты. Т.о. вы лишили внимания своего ребенка, и перенесли его на товарища. Вот тут ваше чадо начнет вдруг замечать, что веселье закончилось, и он остался в полном одиночестве. Повторите так 2 — 3 раза — и забияка сразу поймет, что такое поведение не в его интересах.

7. Необходимо в доступной для детей форме установить правила поведения: «Вы никого не бьете, и вас никто не бьет». Для детей, начиная с четырех лет, требования могут быть поподробнее. Например, вы можете сказать так: « В нашем доме есть правило: если ты хочешь игрушку, но с ней играет другой ребенок и тебе ее не дает, то надо подождать».

8. Не забывайте ребенка похвалить за старательность. Если дети реагируют нужным образом, то вы должны сделать все, чтобы эти усилия закрепить. Скажите: «Мне сегодня понравилось, как ты поступил». Дети начинают лучше реагировать на похвалу, если видят, что взрослые действительно ими довольны.

Не нужно говорить: «Хорошая девочка» или «Хороший мальчик». На это дети могут не обратить свое внимание. Лучше скажите: «Я получила огромное удовольствие, когда увидела, что ты поделился с младшим братом, вместо того чтобы с ним драться. Теперь я могу тебе доверить за ним уход». Для детей такая похвала очень значима, потому что она дает им возможность почувствовать, что они в состоянии произвести на других людей хорошее впечатление.

9. Если вы собрались побеседовать с ребенком о его поступке, то делать это надо без присутствия свидетелей (других детей, класса или родственников и др.). В своей беседе старайтесь избегать эмоциональных слов (например, стыдно и др.).

10. Старайтесь избегать ситуаций, провоцирующих негативное поведение вашего ребенка.

11. Одним из методов в борьбе с агрессией является сказкотерапия. Если у маленького ребенка появились признаки агрессивности, попробуйте вместе с ним сочинить рассказ, где этот ребенок станет главным героем. Вырежьте из журналов картинки, или, используя фотографии самого ребенка, сочините ситуации, в которых малыш заслуживает похвалу.

12. Ребенку обязательно надо предоставлять возможность получить эмоциональную разрядку, например, в спорте, в игре и т.д. Заведите специально предназначенную для снятия стресса «сердитую подушку». Когда ребенок начнет чувствовать раздражение, у него будет возможность эту подушку поколотить.

В заключение можно отметить, что для родителей важно запомнить следующее: агрессия является не только деструктивным поведением, которое несет вред другим людям, приводя к негативным и разрушительным последствиям, но это еще и большая сила — источник энергии для конструктивных целей, если, конечно, правильно ею управлять.

И главная задача, которая стоит перед родителями – это научить ребенка свою агрессию контролировать и применять ее в мирных целях.