Как заставить персонал работать эффективнее? Этот вопрос волнует многих кадровиков уже долгое время. Для решения этой задачи используются различные психологические тесты, математические аппараты и экономические модели.

Уже доказан тот факт, что отдел, состоящий из людей со схожими темпераментами, лучше справляется с поставленной задачей. Дифференцирование людей по личностным качествам способно решить проблемы коммуникабельности и оптимизировать время передачи информации. Это важный показатель, особенно в случае большой инфраструктуры компании. Для такого разделения и используются различные психологические тесты.

Математически оптимизацию персонала можно осуществить, представив всю организацию как граф с весами дуг. Где вес дуги – это время, которое тратится на преодоление расстояния от одного сотрудника до другого и частота возникновения таких передвижений. Оптимизировав физически места сотрудников, можно значительно увеличить КПД их труда. Следует отметить, что такая оптимизация будет уместна в тех случаях, когда взаимодействие персонала носит вербальный характер.

Экономическая же модель оптимизации работы подразумевает финансовое мотивирование сотрудников. Система бонусов и премий за перевыполнение планов, качественно выполненные проекты. Эта же практика работоспособна и как система наказаний. Осуществление взысканий за опоздания и другие нарушения трудовой дисциплины способствуют искоренению проблем подобного рода.

Однако описанные примеры являются лишь приемами оптимизации работы компании. Главным критерием эффективности ее работы является подход к управлению в целом. В общем, подходы к структуре управления можно разделить на два типа. Первый – тотальный контроль работников с ведением ежедневной документации и отчетности. Такой тип управления характерен для сфер с минимальной творческой деятельностью. Сфер, где действия персонала строго регламентированы и нормированы.

Второй тип управления ориентирован на результат и самоконтроль работников. Обычно используется в сферах, где практически невозможно нормировать труд, например дизайне, программировании. Такой подход характерен наличиями «авралов» в конце отчетного периода из-за недостаточной аналитической деятельности персонала.

Обе идеологии управления имеют своих приверженцев, и примеры успешного управления персоналом для достижения глобальных целей. Во многом выбор той или иной стратегии зависит от психологических особенностей сотрудников.

1