«Давай выучим с тобой к празднику стишок!» — вряд ли взрослые, когда говорят подобные слова ребенку, понимают, что при этом запускается сложный психический процесс. Память, как способность сохранения различной информации человеку дана с рождения, но управлять ею он учится всю жизнь.

Память детей на удивление пластична. Песенки, детские стихи, реплики героев из мультфильмов и фильмов, незнакомые слова словно «прилипают» к ним. При этом чаще всего ребенок делает это не осознанно. Это непроизвольная память. С ее помощью он сразу запоминает то, что на него произвело впечатление, было интересно или привлекло его внимание.

дети учатся

Произвольная память начинает складываться в возрасте 4-5 лет. В этом случае предполагается, что ребенок с помощью воли заставляет себя что-то запомнить. Самым простым примером проявления произвольной памяти является ситуация, когда он заучивает перед утренником стихотворение.

А надо ли развивать у детей память?

Конечно, надо. Но делать это важно вовремя. Именно в дошкольном возрасте более эффективно развивается память ребенка. Сначала у маленьких детей запоминаются не слова, а действия. Вот поэтому они с большим удовольствием разучивают такие потешки, как «Сорока-ворона» или «Ладушки».

А чем раньше у малыша разовьется словесная память, тем разностороннее и богаче будет у него внутренний мир. И ничего страшного, что в этом возрасте непроизвольное механическое запоминание развито больше. Ведь сколько песен, рекламных роликов и разных выражений заучивают дети и рассказывают их, не вникая при этом в смысл выученного.

Процесс запоминания у ребенка становится сознательным процессом в возрасте от 5 лет, когда он уже может устанавливать между предметами и явлениями логические связи.

дети

Особенности памяти у детей

У детей доминируют разные виды памяти, поэтому и запоминают они все по-разному.

  • Механическая память — не основана на ассоциациях и осмыслении, что больше свойственно малышам. Школьники тоже прибегают к помощи механической памяти, если надо выучить непонятный сложный материал.
  • Тактильная память пополняет знания детей ощущениями от прикосновений. Если малыш дотронулся до горячего чайника, он запомнит болевые ощущения и вспомнит их, увидев этот предмета.
  • Зрительная память хорошо помогает запоминать то, что увидели. Именно поэтому детям выбирают для чтения книги с яркими картинками, а для школьников на уроках подбирают много наглядности.
  • Слуховая память помогает ребенку воспроизводить и запоминать то, что он узнал через свои ушки. Для ее развития вы можете использовать прослушивание разных мелодий и отгадывание их названий.

Как развивать у детей память?

С детьми надо просто общаться. Заучивание песенок и стихов, игры на развитие внимания и памяти, постоянное чтение книг – все это помогает развивать у детей память. Только для занятий с малышом очень важно подобрать момент, когда он здоров, спокоен и хорошо себя чувствует.