Общительный и добрый ребенок может нормально играть с другими детьми. Но напрочь отказываться делиться с кем-то своими игрушками. Что делать, если возникают конфликты из-за того, что он не желает поделится с соседским мальчишкой машинкой или наотрез отказывается дать в песочнице девочке лопатку?

Зачастую «проблемой» в таких ситуациях являются не сами дети, а их родители. То есть взрослые выступают посредниками в конфликте. Они сами принуждают ребенка брать игрушку и отдавать ее другим, приговаривая что-то вроде «дети должны научиться делиться».

  • Должен ли ребенок делиться? Или у него есть право собственности?
  • Что делать, если ваш сын играет с игрушкой, которую другому ребенку пришлось передать со слезами на глазах?
  • Что нужно сказать своему ребенку в этой ситуации?
  • Что сказать родителям, которые рьяно ратуют за «коллективизм»?
  • Как научить своего сына, что делиться с другими — это хорошо, но сделать это не нарушая его границ или границ других детей?

Как научить ребенка делиться с другими

Это одна из многих тем, на которые родители и педагоги напрасно тратят время. Вмешательство взрослых только мешает детям развивать самооценку и понимать социальные связи и общественные ценности. Дети учатся на собственном опыте, а не на наставлениях взрослых!

Есть фильм, снятый в африканской деревне. В один из кадров попал пятилетний мальчик, стоящий со своей младшей сестрой у своей хижины и держащий в руке кусок хлеба. Его сестра изо всех сил пыталась отобрать у него хлеб, поэтому мальчик, очевидно не зная, что делать в этой ситуации, позвал свою мать, которая быстро поняла, что происходит. Не говоря ни слова, она взяла хлеб из его рук, разделила его на две части, отдала ему оба куска и вернулась в хижину. Мальчик уставился на куски хлеба, на сестру, а затем на хижину. Через мгновение его лицо озарилось пониманием: он отдал сестре половину. Это показывает, что сила нашего влияния заключается в терпении и доверии, а не в обучении и принуждении.

Ребенок имеет право собственности

Двухлетний ребенок, которого заставляют поделиться своей игрушкой с другими, реагирует плачем, поскольку он начинает сомневаться в своей собственности. Поэтому в таких ситуациях дети всего мира кричат: «Моё! Это мое!». К сожалению, амбициозные родители и невежественные педагоги интерпретируют это как акт эгоизма и антиобщественного поведения. Поэтому они действуют принуждением, критикой, наставлением и даже наказанием. Все, что им нужно сделать, это успокоить ребенка прикосновением и простым подтверждением: «Да, это твое».

Через некоторое время ребенок с радостью отдаст игрушку другому малышу, и на его лице появится радость от совместного использования. Каждый может проверить это на практике. Примерно через год такого опыта дети становятся гибкими и больше не нуждаются в поддержке взрослых. К тому времени, когда им исполняется четыре или пять лет, совместное использование уже является неотъемлемой частью их социального поведения.

Родители не доверяют своим детям

Почему родители не верят в способность своих детей учиться самостоятельно? Есть много причин. Одна из них — это общая тенденция жертвовать естественными процессами обучения и самооценки ребенка в пользу взрослых, создающих собственный образ хорошего родителя. Эта тенденция усилилась в последние годы. Как это ни печально, но феномен, в котором самая важная работа детей — показать всем, что у них есть хорошие родители, которые прекрасно их воспитали, не нов.

Вторая причина — это мораль, которая твердо утверждает, что делиться правильно, а не делиться — эгоизмом. Вот почему некоторые взрослые считают, что во имя нравственности они имеют право насильственно разделять, наказывать «эгоистом» и так далее. Тогда дети учатся делиться не с удовольствием, а из страха перед принуждением и унижением.

Делиться с другими — одно из первых сознательных действий детей, демонстрирующих их собственные границы. Когда взрослые вмешиваются в этот процесс описанным выше способом, они не только лишают детей устанавливать границы, но и коммуницировать, строить хорошие отношения с другими. Они нарушают личные границы детей, хотя сами считают, что дети должны уважать границы взрослых.

Идеалистические цели воспитания

Третья причина может быть связана с негативным восприятием мира. В нем слишком много жадности, эгоизма, обмана и насилия, поэтому некоторые родители пытаются заставить своих изменить положение вещей и совершить революцию. Им самим не хватает добра, но они стараются привить его своим детям. Как известно, дети учатся, наблюдая за тем, что делают взрослые, а не слушая, что они говорят. Следовательно, такое «образование» не ведет к достижению этих идеалистических целей.

Очевидно, что взрослые, с которыми вы встречаетесь, мечтают быть хорошими родителями. К сожалению, на протяжении всей истории эта мечта узаконивала насилие над детьми. Это невероятно сложно изменить, если сами родители не почувствуют, что что-то не так. Поэтому в описанных ситуациях лучше вернуть игрушку пострадавшему ребенку со следующим комментарием: «Нашему сыну не нравится играть с игрушкой, если это заставляет другого ребенка плакать, и мы доверяем его мнению». Если у родителей появляется желание обосновать свою точку зрения, здесь можно начать обсуждение.

Эгоизм приемных детей

Некоторые приемные дети в первые годы жизни в новой семье ведут себя невероятно эгоистично, особенно когда речь идет о еде и игрушках. Причина в том, что они долгое время провели в детском доме, где правит закон джунглей и нет игрушек. Этими детьми движет один из самых сильных человеческих инстинктов: выжить любой ценой. Чем меньше мы «криминализируем» такое поведение, тем быстрее оно исчезнет.

Иногда мы также встречаем пяти, восьми и двенадцатилетних детей, которые очень эгоистичны. Эти дети всегда очень одиноки и несчастны, но их поведение меняется, когда они ощущают любовь, заботу, безопасность, стабильность.